Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
Изображения:
вкл  выкл

Юридические услуги: как расторгнуть договор?

Общественный контроль

 

Юридические услуги:

как расторгнуть договор?

 

В последние годы именно некачественно оказанные услуги выходят на первое место в общем списке жалоб потребителей. И ничего удивительного здесь нет: если на товары есть конкретные ГОСТы или на них распространяются требования технических регламентов, то на многие виды услуг нет не то что «Правил» – вообще нет никаких регулирующих документов. Одни из таких видов услуг – юридические. И жалоб на их ненадлежащее оказание поступает в Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей «Общественный контроль» немало. Некоторые из таких обращений доходят до суда.

 

Будьте бдительны!

 

К юристам мы обращаемся тогда, когда самостоятельно не можем защитить свои права. Но часто бывает, что поспешное решение о выборе юридической фирмы и заключении договора на оказание услуг оборачивается тем, что мы уже вскоре ищем других юристов, чтобы те защитили нас от первых, не оказавших услуги надлежащего качества. Именно так и произошло с петербурженкой Людмилой К.

Всё началось с того, что Людмиле Александровне в аптеке продали дорогостоящие лекарства с истекшим сроком годности. Обнаружив это, покупательница вернулась в аптеку и потребовала расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ей деньги. Провизор отказал в законном требовании, и Людмила К., не будучи грамотным потребителем, приняла скоропалительное решение немедленно обратиться за помощью в юридическую фирму.

В интернете таких фирм видимо-невидимо. Понять, какие из них добросовестные, а какие – нет, не имея юридического образования, невозможно. Знакомиться с отзывами клиентов, советоваться с друзьями и близкими Людмила Александровна также не стала и обратилась в первую попавшуюся юридическую организацию из «первой пятерки» списка в интернете.  

 

«Авангард» не оправдал ожиданий

 

 Так Людмила К., поддавшись эмоциональному порыву как можно быстрее «наказать зарвавшуюся аптеку», оказалась в цепких руках юристов компании «Авангард», которые предложили покупательнице просроченных лекарств заключить договор об оказании юридических услуг на сумму 30 320 руб., в два раза превышавшую стоимость злополучной покупки.

По этому договору сотрудники ООО «Авангард» обязаны были составить претензию в аптеку (юридическое лицо - ООО «СЮЗ»), а также жалобы в Роспотребнадзор, Прокуратуру, Росздравнадзор, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга и даже в Минздрав. Кроме того, в сумму договора входила подготовка иска в суд к ООО «СЮЗ».

Людмила К. согласилась на этот перечень услуг и, недолго раздумывая, произвела полную оплату на основании только что подписанного договора.

Однако, вернувшись домой, Людмила Александровна поняла, что поспешила и с заключением договора, и с оплатой – представитель аптеки по телефону ей сообщил, что руководство торгового предприятия признало свою ответственность за продажу просроченных лекарств и готово немедленно вернуть за них деньги.

На следующий день Людмила К. обратилась в юридическую фирму «Авангард» с заявлением о расторжении договора и возврате денежных средств.

 

За помощью – в «Общественный контроль»!

 

Расставаться с легкими деньгами сотрудники «Авангарда» не пожелали. И тогда уже дважды обманутая Людмила Александровна решила обратиться за защитой своих прав в Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей «Общественный контроль».

 – Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»,потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов,связанных с исполнением обязательств по данному договору, – рассказывает юрист «Общественного контроля» Михаил Филиппов.

Несмотря на положения закона, ООО «Авангард» отказалось возвращать потребителю денежные средства, и тогда «Общественный контроль» в интересах Людмилы К. был вынужден обратиться в суд, который встал на ее сторону, удовлетворив требования частично. С ответчика были взысканы: денежные средства, уплаченные по договору, в размере 24 820 руб.; моральный вред 1000 руб.; штраф за отказ урегулировать спор с потребителем в досудебном порядке в размере 6455 руб., а также расходы на оплату юридических услуг 1000 руб., а всего 33 275 руб.

Судебная практика

Необходимо отметить, что ранее высшая судебная инстанция уже уделяла внимание вопросу оценки качества оказываемых юридических услуг. Рассматривая дело о разумности судебных расходов по оплате услуг представителя, Высший Арбитражный суд РФ сделал вывод о том, что должно учитываться не только фактическое предоставление услуг по договору, но и их качество, в том числе знания и навыки, которые продемонстрировал представитель. При этом были предложены следующие критерии оценки: знание законодательства и судебной практики; владение научными доктринами; знание тенденций развития правового регулирования спорных институтов в отечественной правовой системе и правовых системах иностранных государств; знание международно-правовых тенденций по спорному вопросу (Определение ВАС РФ от 19.11.2013 № ВАС-16291/10 по делу № А40-91883/08-61-820).

Также потребителям, заключающим договор на оказание юридических услуг, необходимо знать, что, исходя из смысла Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», к договорам оказания юридических услуг применяются общие положения, а именно:

– о праве граждан на предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе и о реализуемой услуге;

– об ответственности исполнителя за включение в договора пунктов, ущемляющих права потребителей, установленных законодательством РФ;

– об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины по искам в защиту прав потребителей.

Факт неполучения ожидаемого результата по договору оказания юридических услуг – например, неудовлетворение заявленных исковых требований в суде – не является нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей. Хотя следует заметить, как показывает анализ поступивших обращений от граждан в отношении юридических организаций, зачастую качество оказанных юридических услуг в форме составленных претензий и исковых заявлений не отвечает требованиям действующего законодательства. Нередко иски составляются с изложением претензий и исковыми требованиями, не предусмотренными законодательством для исполнения, а договора составляются на оказание информационных услуг, а не на представление и защиту интересов потребителей в суде. В результате потребители оказываются наедине со своими проблемами, заплатив немалые деньги недобросовестным юристам.

Уважаемые потребители, если все-таки ваши права оказались нарушены, никогда не сдавайтесь! Помните: Закон «О защите прав потребителей» стоит на страже ваших интересов. Если вам необходима квалифицированная юридическая помощь, обращайтесь в «Общественный контроль».

СПБ ООП «Общественный контроль»: ст. м. «Балтийская», пер. Лодыгина, д. 1/28, тел. (812) 324-25-88, (812) 324-27-98.

Кирилл Орлов

Посмотреть все новости