24 декабря 2018
502

В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли

Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» (далее – законопроект) разработан Минпромторгом России в целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства от 2 июня 2016 года №1083-р) и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В настоящее время нестационарные торговые объекты в субъектах Федерации размещаются на различных правовых основаниях и условиях. Кроме того, субъектами Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств.

При этом на федеральном уровне единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса не установлено.

Все эти обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства.

Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Законопроектом, в частности, предлагается:

- уточнить терминологию и привести её в соответствие с современными требованиями рынка;

- закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;

- закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;

- установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;

- установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта – пять лет.

Также уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, закрепляется порядок их изменения. При этом предусматривается возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей. Изменения в схемы размещения торговых объектов предлагается выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении таких нестационарных или мобильных торговых объектов.

Законопроектом также предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих её от других форматов. Предусматривается, что такая торговая деятельность будет вестись на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации, которые должны будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов в целях их учёта на соответствующей территории.

Для населённых пунктов численностью менее 50 тысяч человек устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В населённых пунктах с численностью от 50 тысяч до 100 тысяч человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. Для населённых пунктов с численностью более 100 тысяч человек устанавливаются наиболее жёсткие требования, касающиеся, в том числе технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого ведётся развозная торговля.

Органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельскохозяйственной продукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2018 года.

 

 

При подготовке данной статьи

использовалась информация с сайта

Общественного совета по развитию

малого предпринимательства

при Губернаторе Санкт-Петербурга

http://www.osspb.ru